Собор Святого семейства является одним из самых знаменитых в мире долгостроев. Его строительство началось в 1882 году и не закончено по сей день. Но, тем не менее, тысячи туристов приезжают в северный район Старого Города Барселоны, чтобы полюбоваться этим шедевром архитекторской мысли.
История Собора начинается с того момента, когда к простому книготорговцу Жузепу Бокабелья обратился молодой священник. Он рассказал книготорговцу о том, что мечтает построить храм. Бокабелья заразился этой идеей, начал искать людей, которые могли бы помочь воплотить её в жизнь. Нашёл он их в Ассоциации почитателей Святого Иосифа, членом которой являлся и сам. Было принято решение возвести храм, посвящённый Святому Семейству. По задумке членов ассоциации, храм должен был быть построен исключительно на пожертвования единоверцев. Этот принцип соблюдается до сих пор, чем и объясняются низкие темпы строительства. На взносы верующих и была куплена земля под храм. В 1882 году епископ Филипп заложил первый камень в основание Собора.
Изначально строительство велось по проекту архитектора Франсеско дель Виллара. Собор должен был иметь семь часовен и венчаться 85-метровым шпилем. Однако вскоре у архитектора возникли разногласия с налоговыми чиновниками, в результате которых Франсеско дель Виллар подал в отставку. На посту главного архитектора Собора его сменил Антонио Гауди, который в корне изменил проект постройки. Выбор нового архитектора был довольно необычен, так как Гауди был далёк от религии и к тому же имел в Испании сомнительную репутацию заносчивого, бесшабашного сердцееда и гуляки. Однако Бокабелья, по-прежнему руководивший строительством, выбрал именно его. По легенде, определяющим фактором стали… голубые глаза Гауди. Книготорговец всегда был уверен, что построить Собор сможет только человек с голубыми глазами.
Антонио Гауди переработал проект своего предшественника. Новый вариант храма представлял собой причудливое смешение стилей арт-нуво и модерна. Восемнадцать башен, похожих на замки из песка, должны были вознестись к небу. Это башни двенадцати апостолов, четырёх евангелистов, Пресвятой Девы Марии и Иисуса Христа. Центральный шпиль – Иисуса Христа - вместе с крестом, по проекту Гауди, должен был подняться над землёй на высоту 170 метров. Это всего на один метр меньше, чем гора Монжуик в Барселоне. Гауди не хотел превосходить самое совершенное, по его мнению, творение Бога.
Собор Святого Семейства задумывался как своеобразная евангельская энциклопедия, собрание сюжетов и образов из Нового Завета, рассказ о земной жизни Христа. Неудивительно, что проект наполнен символами и аллегориями. Башни евангелистов, к примеру, венчаются скульптурами быка, ангела, орла и льва. Три фасада Собора должны были изображать Рождество, Славу и Страсти Господни. В декоре фасадов широко использовались тексты литургий на разных языках и цитаты из Библии. На внутренних дверях изображены десять заповедей, на капителях колонн – добрые дела, а на их основании – грехи. По замыслу Гауди, все фасады должны были быть покрыты облицовкой из разноцветной керамики и цветного стекла, чтобы при попадании солнечных лучей, Собор сиял и переливался. Говорят, однажды Гауди спросили, зачем он тратит столько времени на оформление каждой башни, ведь с земли всё равно не видно тонкостей декора. На что архитектор заметил: «Это не увидят люди, зато увидят ангелы!».
До наступления двадцатого столетия был создан только восточный фасад Рождество. Новый век стал тяжелым этапом в строительстве Собора. Начинался он с празднования юбилея королевской династии, однако вскоре несчастья в судьбе Собора стали случаться один за другим. Умер архитектор Гауди, отдавший последние сорок лет жизни строительству Собора. На его место пришёл Доминик Суграньес. А в 1936 году в огне гражданской войны в Испании сгорела мастерская Гауди, где хранились модели и чертежи Собора. Лишь в 1940 году, когда во главе страны встал Франко, Доминик Суграньес смог попытаться восстановить модели великого архитектора.Строительство продолжилось, но шло очень медленными темпами. Экономический кризис в стране не позволял населению жертвовать на строительство Собора. Только в 1954 году были начаты работы по строительству второго фасада – Страстей Господних. Возобновление работ над Собором стало символом возрождения страны. Люди снова поверили в возможность спокойной жизни и потянулись к вере. Пожертвования стали поступать регулярнее. А с 90-х годов финансирование строительства стало осуществляться из-за рубежа. Католические организации охотно перечисляли денежные средства на счёт Собора.Собор ещё не достроен, однако открыт для туристов. На территории Собора действует музей, в котором можно узнать, как проходило строительство и посмотреть модели Собора, созданные с помощью компьютера по чертежам Гауди. В музее есть множество экспозиций, посвящённых личности самого Антонио Гауди, материалам, из которых создаётся Собор, природе Испании и многому другому. Также рядом с Собором расположен магазин сувениров, где продаются открытки, плакаты, книги, DVD-фильмы, рассказывающие о Соборе.
Завершить Собор Святого Семейства планируется в 2026 году. Возможно, сроки эти будут переноситься, как уже неоднократно случалось в истории этого долгостроя. Однако храм ежедневно притягивает к себе тысячи туристов, люди восхищаются его красотой, а он стоит как живое напоминание, что и в эпоху прогресса есть место величественному, духовному и вечному. Недаром над центральным входом в Собор каждый может прочесть три латинских слова: veritas, vita, via. Истина, жизнь и дорога….